Работа классного руководителя по профилактике противоправных действий. Методические рекомендации «Роль классного руководителя в профилактике несчастных случаев и детского травматизма

в профилактике безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних

В Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» понятие «Профилактика» определяется как система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Согласно данному Закону, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;
- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение.

На основе нормативных документов в нашей школе выстроена система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вся работа направлена на создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе , повышение качества воспитательной работы , нормализацию межвозрастных отношений учащихся, занятость учащихся во внеучебное время, целенаправленное воздействие на семью, систематический контроль за посещением учебных занятий, проведение индивидуальных занятий с учащимися.


Работа по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками строится в соответствии с комплексными планами работы, которые предусматривают взаимодействие классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, медицинской сестры.

Вся работа начинается с деятельности классного руководителя , который лучше других знает своих учеников .

Основная задача классного руководителя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности посредством включения их в многообразные виды деятельности и взаимоотношений : решает задачи разрушения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными» и их семьями, педагогами, работающими с данным ребёнком, коллективом сверстников. Создаёт атмосферу доверия и взаимоподдержки в классе.

Классными руководителями разработаны программы воспитательной работы с ученическими коллективами. Программы предполагают комплексную реализацию нескольких направлений: «В плену вечных вопросов», «Гражданин Отечества», «Человек в окружающей среде», «Культура общения», «Зеркало» и другие.

При составлении Программы планируется план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который включаются профилактические беседы, родительские собрания, посещения на дому и т. д.; ведет дневник классного руководителя, где на детей из группы «риска» выделена отдельная страница, на которой фиксируются вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.

1. Главное направление в работе классного руководителя:

Это забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений;

Формулирование положительного «Я»;

Создание обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности;

Анализ каждого этапа результата деятельности ученика, его достижений, поощрение положительных изменений.

2. Важным компонентом в системе ранней профилактики правонарушений, наркомании и формировании здорового образа жизни является ликвидация пробелов в знаниях учащихся . Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы , у него появляется психологический дискомфорт, оттого что он не усваивает дальнейший материал, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы». Ведущая деятельность школьника – учебно-познавательная: систематические прогулы, стойкая неуспеваемость по нескольким предметам вызывают нарушение системы самооценки подростка, повышенную тревожность и, как следствие, конфликтность и агрессию, поэтому основным блоком в диагностическом модуле является педагогическая диагностика. Основными направлениями педагогической диагностики являются:

Уровень и качество знаний;

Проблемы в усвоении приемов мыслительной деятельности;

Проблемы управления учебной деятельностью;

Сформированность коммуникативной компетентности;

Анализ педагогической запущенности.
Контроль за успеваемостью со стороны классного руководителя и родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения дополнительных занятий и индивидуальной работы с такими учащимися, снять «синдром неудачника».
Для решения проблем учебно-познавательной деятельности в этом модуле проектируется план конкретных действий по устранению пробелов.
Конкретный план действий может быть представлен в форме таблицы.


Карта информации и контроля по реализации индивидуального подхода

в работе со слабоуспевающими учащимися

Фамилия, имя ученика ______________________________________ класс _________

Ф. И.О. классного руководителя ____________________________________

Информация социального педагога об особенностях социальной среды ученика, об индивидуальной работе

Информация педагога-психолога об особенностях познавательных процессов, об индивидуальной работе

Информация классного руководителя об уровне взаимоотношений в системе ученик-ученик, ученик-учитель

Информация учителя об индивидуальной работе с учеником

Информация классного руководителя об индивидуальной работе с родителями

3. Контроль посещаемости занятий является следующим важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.
Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы. Такого подростка легко вовлечь в наркоманию и преступную деятельность. В школе в каждом классе ведутся дневники ежедневного учета посещаемости учебных занятий, за ведение которых отвечают ответственные учащиеся, назначаемые в начале учебного года. Ежедневно выявляются причины отсутствия детей, осуществляется контроль за предоставлением справок и объяснительных, подтверждающих пропуски.
Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Совета профилактики в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.


4. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся, особенно из детей «группы риска», в занятия спортом, кружковую работу, привлечение к участию в соревнованиях, конкурсах, мероприятиях - важнейшие направления воспитательной деятельности, способствующие развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения, значительно ограничивают риск мотивации на асоциальное поведение. Деятельность военно-спортивного клуба «Патриот», система дополнительного образования , проведение запланированных мероприятий, сотрудничество с сельским домом культуры решают проблему занятости школьников во внеучебное время. Все 17 учащихся «группы риска» посещают кружки и секции, активно вовлекаются в мероприятия различного уровня.


5. Пропаганда здорового образа жизни должна исходить из потребностей детей и их естественного природного потенциала. Исследования ученых показали, что современные дети испытывают потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни.
В пропаганде здорового образа жизни классными руководителями используются такие мероприятия:
- беседа медработника (педиатра , школьного медработника) в классе по проблеме, которую выбрали в качестве приоритета сами учащиеся

(«Как не стать наркоманом» - 8 класс ,);
- проблемная беседа, подготовленная при поддержке классного руководителя самими учениками («Коварная сигарета» в 7-9 классах; «О вреде алкоголизма» - 9 класс);
- «классный видеочас» с обсуждением видеофильма (в 5-6 классах проведено обсуждение видеофильма «Опасные шалости»);

Организация походов в лес совместно с родителями и учащимися. присутствует в работе всех классных руководителей.
При этом роль классного руководителя заключается в режиссуре, направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений.
Мы стараемся, чтобы пропаганда здорового образа жизни не была навязчивой, лучше ее начинать с неформальных бесед классного руководителя, не регламентировать строго время проведения, стараться узнать привычки, наклонности учеников, использовать различные формы проведения: от разговора, игры - до инсценировок: «Путешествие в Спортландию» в начальных классах в рамках спортивного месячника и профилактики гриппа; инсценировка «Дыхательные лабиринты» в рамках месячника профилактики Спида.

6. Профилактика наркомании и токсикомании . В школе спланирована и проводится работа по ранней профилактике наркомании и токсикомании.
В беседы с подростками о вреде наркомании включаются интересные жизненные примеры из периодических изданий, раскрывающие пагубные последствия для здоровья. Такую подборку информационного материала помогает подбирать библиотекарь.
Одним из направлений антинаркотической пропаганды в школе является предостережение учащихся путем демонстрации последствий употребления наркотиков через показ фильмов. Родителям раздаются «памятки» о проявлениях наркомании у подростков и оказании им своевременной помощи.


7. Правовое воспитание . Широкая пропаганда среди учащихся, их родителей правовых знаний – необходимое звено в профилактике асоциального поведения. Во время проведения традиционного Месячника правовых знаний проведены беседы, классные часы , родительские собрания, велась разъяснительная работа о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды; разъяснялись понятия об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних. В 9 классе (классный руководитель) целями и задачами классного часа «Хулиганство несовершеннолетних. Каковы последствия?» были: воспитание правовой культуры, профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних, ознакомление подростков с правовым понятием хулиганства и мерами наказания за данный вид преступления, мотивация на ответственность за свои действия.


8. Классный воспитатель должен обладать большой педагогической «гибкост ью» в работе с семьей. Умение выслушать тех, кто вместе с нами формирует личность ребенка, - это обязательное условие укрепления связей, условие понимания самих родителей. Вот несколько направлений работы классного руководителя с родителями.

1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями. Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал.

2. Выработка единых требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

3. Привлечение родителей к организации работы с классом.

4. Педагогическое просвещение родителей. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника, учить их понимать ребёнка, опираясь на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время .

5. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении.

6. Посещение семей школьников. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Все посещения записываются в журнале учета посещений. Некоторые посещения проводят совместно с соцпедагогами, особенно в семьи, состоящие на профилактическом учете или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.

При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании работа проводится одновременно с родителями и детьми. Зачастую к такой работе привлекается школьный психолог.

9. Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы, конкретного плана совместных действий администрации, педагогов, психолога, медиков, родителей, обучающегося, общественности по коррекции девиантности обучающегося.
Сегодня, когда общество и государство декларируют принципы гуманизации и демократизации в сфере образования, необходимо соблюдение принципа «не навреди» ребенку при проведении процедуры постановки на внутришкольный контроль и проведение с ним индивидуальной профилактической работы.
Необходимо изучить и иметь полную информацию о семье, которая может быть:

Педагогически благополучной семьей (эмоциональная атмосфера семьи положительная, родители владеют культурой воспитания);

Педагогически несостоятельной, отличающейся нарушением детско-родительских отношений (отсутствует единство требований, ребенок безнадзорен, низкая осведомленность об интересах и поведении ребенка вне школы);

Конфликтной (в семье неблагополучная эмоциональная атмосфера, между родителями постоянные ссоры, разногласия);

Асоциальной, имеющей антиобщественные установки и ориентиры (праздный образ жизни, алкоголизм, наркомания);

Криминальной (родители имеют судимость, ведут аморальный образ жизни, склонны к правонарушениям, воспитанием детей не занимаются).
Поскольку педагогический диагноз должен быть симметричным, то есть включать в себя как определение отклонений от нормы, так и положительные черты личности, на которые можно опереться при коррекционной работе, то чрезвычайно важными являются сведения о направленности интересов ребенка, например:

Проявляет интерес к деятельности: физический, умственный труд, творчество;

Какие имеет увлечения, наклонности: художественные, информационно-технические, музыкальные, спортивные, общественно-политические и другие;

Как проводит свободное время (предпочитает сидеть дома, много гуляет и т. д.);

Каковы читательские интересы, какие любит фильмы, музыкальные группы, кому подражает, кто является идеалом для подражания.

10. Проведение индивидуальной воспитательной работы. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года декларируется необходимость «обеспечения детей с проблемами асоциального характера обязательным индивидуальным психолого–педагогическим сопровождением». Наиболее эффективно индивидуальная работа с детьми данной категории возможна при создании системы совместных, взаимосвязанных действий администрации, педагогов, психологов, медиков, родителей обучающегося, общественности по обучению, коррекции, социализации и реабилитации подростка с девиантным или асоциальным поведением. В школе осуществляется программы индивидуальной коррекционной работы с двумя учащимися 5 и 11 классов , с двумя неблагополучными семьями, комплексная программа профилактической работы с детьми «группы риска» (15 учащихся).

Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от декларативной формы общения с родителями и учащимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности . Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители), но и педагоги – предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в воспитательном процессе и были задействованы в программе профилактики правонарушений. Применение творческих подходов в этой работе, личной ответственности за работу по профилактике безнадзорности и правонарушений, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.

Тамара Санникова
Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

План подготовки педагогического сов ета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Цель: проведение системного анализа работы учреждения образования по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

Задач и:

1. Определение проблемных направлений в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Определение сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Выбор соответствующих форм и приемов работы с учащимися, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями.

4. Формирование стремления к взаимообмену эффективным педагогическим опытом построения отношения с обучающимися и их родителями на основе личностно-ориентированного подхода.

Ожидаемый результ ат:

Создание условий для методологического и технологического моделирования различных видов деятельности, направленных на снижение роста правонарушений, преступлений;

Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к знаниям, навыкам практического действия, направленного на снижение роста правонарушений и преступлений.

Форма педагогического совета: круглый ст ол.

Виды деятельности

1. Организация методической выставки «Эффективные методы профилактики правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних»

2. Подготовка к проведению групповой работы педагогов по проблеме «Трудный ребенок – кто он?» Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

3. Составление и реализация плана Декады правовых знаний“Мы и закон” Заместитель директора по ВР Санникова Т. В.

4. Проведение и анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

5. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

Выявление эффективных приемов и методов профилактической работы с детьми, признанными находящимися в социально опасном положении, и их законными представителями (занятия реабилитационной группы, клуба «Подросток» Руководитель МО Бакштай О. П.

Составление проекта решений педагогического совета Заместитель директора по ВР

Санникова Т. В.

План работы

заседания педагогического совета

«Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

1. Введение в тему педагогического совета. Выбор наиболее точного определения «Трудный ребенок – кто он?»

Работа в группах. Директор Изобова И. М.

2. Анализ состояния профилактической работы учреждения образования

3. Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития.

4. Анализ эффективности работы реабилитационной группы, клуба «Подросток».

Информация педагога социального Звонковой Т. Н., руководителя клуба «Подросток» Сазоновой Е. Н.

5. Анализ анкетирования «Закон и мы» по проблеме формирования законопослушного поведения.

Информация заместителя директора по ВР Санниковой Т. В.

5. Разработка памяток по организации индивидуальной и коллективной профилактической работы с несовершеннолетними

Работа в группах. Руководитель МО классных руководителей Бакштай О. П.

6. Подведение итогов. Обсуждение и принятие решений.

Информация директора школы Изобовой И. М.

Ведение в тему педагогического совета

«Трудный ребенок – кто он?»

Изобова И. М.

Молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации Подростки не готовы к преодолению возрастающих стрессовых ситуаций и страдают от их возможных негативных последствий. Поэтому на педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопрос «Кого мы называем трудным подростком?»

Для этого у вас на столах лежат маленькие листочки зеленого цвета по 4 для каждого члена команды. Возьмите их в руки. А сейчас подумайте и запишите по одному качеству «Трудного ребенка» на каждом листочке. Чтобы качества не повторялись, прежде чем записать вы должны произнести вслух, чтобы члены вашей команды знали, что это «качество» уже занято.

Сейчас из 16 карточек вы должны оставить 9, которые наиболее точно подходят к определению «трудный ребенок».

Разложите карточки по образцу в 3 столбца по 3 карточки в каждый. Далее, используя 3 карточки по диагонали, или горизонтали, или вертикали, составьте предложение «Трудные ребенок – это …». Возьмите лист желтого цвета и запишите его. Далее озвучьте предложение вашим членам группы и выберите наиболее удачное. А номер 3 озвучит всем.

«О системе работы педагогического коллектива

по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних»

Санникова Т. В., заместитель директора по воспитательной работе

В системе профилактической деятельности учреждения образования выделяются два направления: меры общей профилактики, обеспечивающие вовлечение всех учащихся в жизнь школы, и меры специальной профилактики, состоящие в выявлении учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведении работы с ними на индивидуальном уровне. Для достижения профилактических целей используется эффективная система методов и средств воздействия на личность правонарушителя.

Работа по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в учреждении образования носит систематический характер и проводится по направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с законными представителями;

д) организация полезной занятости и активного отдыха учащихся во время каникул;

е) работа с детьми девиантного поведения;

В школе реализуется комплекс мер, направленных на повышение социального-правового статуса семьи, психолого-педагогической компетентности родителей, формирование у них сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению своих детей.

В целях раннего выявления девиантного поведения и социального неблагополучия в семьях, коррекции поведения подростков, коррекции детско-родительских отношений проводятся беседы-консультации с классными руководителями, с подростками и их родителями. Ежемесячно проводятся заседания Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основной целью является усовершенствование системы оказания своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации; предупреждение противоправного поведения учащихся школы; профилактика вредных зависимостей, употребления токсических и наркотических веществ; профилактика травматизма, аморального поведения родителей и учащихся; активизация воспитательной позиции законных представителей.

Всего за 2016 календарный год проведено двенадцать плановых заседаний Совета, из них 2 (24.10.2016, 25.05.2016) совместных заседания Совета учреждения образования» Яновичская средняя школа Витебского района» по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и Совета общественного пункта охраны и порядка при Яновичском сельском исполнительном комитете.

Динамика положения дел в семьях, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, в семьях, где воспитываются дети, состоящие на внутреннем контроле, на учете в инспекции по делам несовершеннолетних в ОВД Витебского райисполкома, ежемесячно рассматривалась на заседаниях Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования.

Показателем эффективности профилактической работы учреждения образования является количество правонарушений и преступлений, совершенных учащимися.

На профилактический учет в ИДН Витебского РОВД 10.06.2016 года поставлены Точиленко Владислав, Точиленко Станислав, Юпатов Сергей. За период с 10 июня по 10 декабря 2016 года с ними и их законными представителями проведена профилактическая работа.

В школе организована работа клуба «Подросток» под руководством Сазоновой Е. Н, проводятся еженедельно занятия реабилитационной группы с дневным пребыванием детей (социальный педагог Звонкова Т. Н.). В субботу члены реабилитационной группы вовлечены в общешкольные мероприятия.

С целью обеспечения полезной занятости несовершеннолетних различных видов учета проводятся занятия по интересам, факультативные занятия, культурно-массовые мероприятия в шестой школьный день.

Факультативные занятия и занятия дополнительного образования посещают 100% школьников, состоящих на всех видах учета.

Одним из эффективных методов профилактического воздействия является постановка детей с девиантным поведением на внутренний контроль.

На протяжении года количество состоящих на внутришкольном контроле детей периодически уменьшалось и остановилось на цифре два.

Настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, семьи, привлечение общественных организаций, целенаправленная работа социального педагога дают возможность получить положительные результаты.

В рамках работы по профилактике безнадзорности и правонарушений организованы встречи с помощником прокурора Витебского района Осипенко Е. В., заместителем КДН Адамович Е. С. «Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних».

Педагог-психолог УО «СПЦ Витебского района» Гана Валерьевна провела индивидуальные коррекционные занятия с учащимися «Конфликты и их решения».

Вывод: в учреждении образования организована целенаправленная работа по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», Закона о профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних

1. Проводить дальнейшую работу по своевременному выявлению семейного неблагополучия и отрицательного влияния семьи на развитие ребенка

2. Рассмотреть на очередном Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учреждения образования вопрос о повышении ответственности за раннее выявление семейного неблагополучия среди дошкольников в ГУО «Яновичский ясли/сад Витебского района», УЗ – неорганизованные дошкольники (от 0 до трех лет)

3. В связи с тем, что профилактическая работа с обучающимися и их семьями не привела к полной стабилизации семейного благополучия, необходимо усовершенствовать работу СППС через комплекс мер:

3.1. Усилить ответственность работников ГУО “Яновичский ясли-сад”, УЗ за раннее выявление признаков семеного неблагополучия и сообщения о нем в учреждение образования для экстренного реагирования

3.2. Заслушать на заседании СП ежемесячно отчеты классных руководителей о работе с семьей и ребенком

3.3. Изучить требования по ведению документации личных дел СОП, ВШК, ИДН на методическом объединении классных руководителей до 5 января 2017 года. Руководитель МО Бакштай О. П.

3.4. Исключить формальный подход в работе с ребенком, признанным в социально опасном положенни, и его семьёй со стороны классных руководителей Родулевич Д. О., Савенка Н. А.

3.5. Своевременно оформлять необходимые документы по требованию органов опеки и попечительства, РОВД, ИДН

3.6. Социальному педагогу докладывать администрации УО о состоянии документации по ведению личных дел СОП, ИДН, ВШК ежемесячно

3.7. В профилактической работе с неблагополучными семьями придерживаться алгоритма взаимодействия всех заинтересованных структур постоянно

Условия для конструктивной реабилитации обучающихся и их дальнейшего эффективного развития групповая работа с педагогами

Бакштай О. П., руководитель МО

Я предлагаю вам обменяться мыслями, идеями по организации системы деятельности по работе с трудными детьми. Для этого возьмите лист голубого цвета и запишите 5 идей - предложений по организации работы с трудными детьми, на это вам дается 5 минут, записали – подвели черту.

А сейчас встаньте из-за своих столов, задвиньте стулья, найдите пару с коллегой из другой группы обменяйтесь идеями и запишите себе новые, подвели черту, на это вам дается 2 минуты.

Теперь присядьте за стол в свою команду и обменяйтесь идеями и запишите недостающие.

У какой команды наибольшее количество идей?

Команда зачитывает, остальные отмечают уже озвученные идеи и потом дополняют.

Идеи записываются на доске.

О работе реабилитационной группы дневного пребывания

при ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Педагог социальный Звонкова Т. Н.

На базе учреждения образования второй год работает реабилитационная группа дневного пребывания.

Деятельность реабилитационной группы регламентируется положением, утверждённым директором учреждения образования. Зачисление и отчисление детей в реабилитационную группу производится на основании заявлений законных представителей несовершеннолетних, оформляется приказом руководителя учреждения образования.

Несовершеннолетние посещают реабилитационную группу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Реабилитационную работу с детьми проводят специалисты СППС, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий. В четверг – проводит педагог социальный Звонкова Т. Н. ; в субботу – классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь, руководители занятий дополнительного образования и факультативных занятий согласно плану работы.

Цель работы реабилитационной группы:

Оказание помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Задачи реабилитационной группы:

профилактика социального сиротства;

психологическая и педагогическая реабилитация несовершеннолетних;

налаживание и укрепление детско-родительских отношений;

помощь в стабилизации обстановки в семье;

развитие навыков культурного поведения несовершеннолетних;

содействие несовершеннолетним в преодолении трудностей в учёбе;

полезная занятость детей во внеурочное время.

Формы реабилитационной работы с детьми подбираются в зависимости от проблем, потребностей и ресурсов семьи и несовершеннолетнего.

Одночасовое занятие группы делится на 2 части: в первой части занятия проводится коррекционная работа с несовершеннолетними (занятия с элементами тренинга, упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, ролевые игры, дискуссии).

Во второй части занятия используются интерактивные формы работы, проводятся викторины, игры, спортивные, практические занятия. Самыми яркими занятиями реабилитационной группы в 1 и 2 четвертях были следующие мероприятия: выпуск листовок «Я против курения», тренинг «Моя школа», творческий отчёт «Мои каникулы», час общения «Доверие», игра «Портрет коллектива», психологическая игра «Невероятное путешествие».

О работе клуба «Подросток»

на базе ГУО «Яновичская средняя школа Витебского района»

Руководитель клуба «Подросток» Сазонова Е. Н.

Задачи клуба:

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

Знакомство подростков с новыми формами поведения;

Обучение подростков эффективным стратегиям и способам поведения;

Создание безопасной среды для апробации новых форм поведения и самореализации личности;

Знакомство подростка с самим собой;

Повышение уровня знаний подростков о свойствах человеческой психики и личности, механизмах действия психоактивных веществ, социальных и психологических законах функционирования человека в обществе;

Гуманизация системы ценностей подростка;

Формирование ответственного отношения к личностным выборам;

Развитие у обучающихся навыков общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

Занятия в клубе проходят 2 раза в месяц; тема занятий соответствует запланированной.

Приоритетными направлениями деятельности клуба являются

Организация и проведение мероприятий по направлению

деятельности клуба;

Организация содержательного досуга и общения обучающихся;

Занятия в клубе посещают дети в возрасте преимущественно 9-14 лет.

С целью организации и проведения совместного досуга для всех членов клуба регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, праздники, игровые и конкурсные программы).

Анализ анкетирования по проблеме формирования законопослушного поведения несовершеннолетних

Для понимания специфики поведения детей и подростков мы провели исследование представлений о законопослушном поведении и возможных средствах его формирования. В результате выяснено следующее.

1) Дети и подростки, их родители достаточно единодушно утверждают, что формирование законопослушного поведения необходимо для того, чтобы:

а) Был порядок в стране;

б) Жизнь была безопасной;

2) Из известных им законов, защищающих права ребенка, прежде всего, называют:

1 место: Конституция РБ;

2 место: Закон РБ «Об Образовании»;

3 место: Устав школы.

3) Дети и подростки, отвечая на вопрос о правилах поведения, очень редко могут сформулировать для себя конкретные правила (за исключением – не пить, не курить, не грубить старшим). В лучшем случае они называют такое правило, как быть дисциплинированным. Родители считают, что важнейшим правилом является «уважать старших».

4) В связи с тем, что подросткам и родителям достаточно сложно сформулировать собственные жизненные правила, им также трудно назвать те правила, от которых они готовы отказаться. Чаще всего звучит ответ: «не знаю», «все устраивает».

Из конкретных правил, от которых они готовы отказаться подростки называют школьную форму и комендантский час.

Родители детей и подростков готовы отказаться от несправедливости, насилия и жестокости в современном обществе.

5) В вопросе о правилах, от которых современные дети и подростки никогда бы не отказались, в первую очередь они говорят о таких конкретных правилах как «не убий», «не ограбь», «не унижай детей», «не груби старшим». В тоже время многие дети и подростки честно ответили, что не знают ответа.

Родители очень четко определяют здесь свои приоритеты: порядочность и пунктуальность (вовремя приходить и уходить с работы; все выполнять в срок).

6) На вопрос, какие же правила соблюдают их друзья, самый типичный ответ – это «почти все» или «никакие». Из определенных ответов чаще всего звучало «не нарушать порядка. Соблюдать правила в общественных местах». Их родители отметили такие важнейшие правила: «не обижай и не оскорбляй людей», «защищай свои права», «уважай старших».

7) В вопросе. почему же дети и подростки нарушают правила и законы, они отмечают:

а) нечем заняться;

б) взрослые показывают пример;

в) не уважают правила и нормы общества, законы для них ничего не значат;

г) хотят показать себя, отличиться;

д) нехватка внимания.

Родители здесь единодушны:

а) дети и подростки видят только свои права, забывая об обязанностях;

б) отсутствие положительного примера взрослых;

в) не думают и не знают о последствиях;

г) снижение моральных норм в СМИ;

д) попадают в плохую компанию.

8) Для самих детей и подростков, идея, что законы надо соблюдать выражается в следующем:

а) так как они соответствуют традициям и нормам общества;

б) так как за несоблюдение закона могут наказать;

в) независимо от обстоятельств;

г) когда они совпадают с собственными правилами и убеждениями;

д) не знаю

9) Достаточно любопытно распределились ответы о свободном времени детей и подростков. Их стабильные интересы:

Гулять с друзьями;

Отдыхать дома или заниматься домом;

Спорт и делать уроки.

Для родителей свободное время их детей выглядит как то, что их ребенок гуляет с друзьями или помогает по дому. Впрочем, многие родители отмечают, что у их детей практически нет свободного времени.

10) Ответы детей и подростков о том, чем бы им хотелось заниматься в свободное время, мало чем отличаются от того, чем они занимаются на самом деле. Вновь они называют: гулять, отдыхать, проводить время с друзьями. Родители добавляют, что они хотят только «тусоваться» и играть в компьютерные игры.

11) На вопрос о том, в какие объединения входят современные дети и подростки, они чаще всего отвечают: -БРСМ, БРПО.

Таким образом, современные дети большую часть своего свободного время проводят дома, ограничивая возможности для своего социального развития.

12) Что должны делать взрослые, чтобы дети соблюдали правила и законы: - личный пример взрослых;

Воспитывать своих детей;

учить законам и правилам.

Организация

индивидуальной и коллективной работы с проблемными детьми

Бакштай О. П., руководитель МО

А сейчас мы переходим к практической работе. Используя идеи, которые мы с Вами выдвинули, за 10 минут вы должны составить:

1 команда – «Памятка классному руководителю «Система профилактической работы с «трудными детьми».

2 команда – Буклет для родителей «Система профилактической работы с «трудными детьми».

3 команда – Постер для учащихся «Где и как мне могут помочь?»

Презентация памяток, буклетов, постеров.

Памятка

классному руководителю

по работе с проблемными детьми

1. Завести дневник наблюдений.

2. Ежедневно следить за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми подростками.

3. Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости подростков.

4. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.

5. Строго следить за выставлением оценок в дневник.

6. Ежемесячно проверять занятость в кружках.

7. Ежедневно встречаться с подростками.

8. Каждую четверть заслушивать трудновоспитуемых подростков и их родителей на заседаниях классных родительских комитетов. При необходимости приглашать на Совет профилактики.

9. Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

10. Не использовать нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка.

11. Вовлекать в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений.

12. Предупредить возможность неправильных действий детей.

13. Организовать интересную жизнь коллектива, в котором учится «трудный».

14. Обучить детей методам самовоспитания.

15. Нормализация семейной обстановки, нейтрализовать вредное влияние родителей.

16. Индивидуальное шефство.

17. Вовлечение подростков в кружки, секции, контролировать их посещение.

18. Привлечение родительской общественности.

19. Поддерживать тесную связь с ИДН.

СПРАВКА о деятельности классных руководителей МБОУ «Кольцовская средняя школа» по правовому воспитанию учащихся и профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних Цель проверки: изучение организации классными руководителями 1 – 11 классов работы по правовому воспитанию учащихся и выполнению закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Сроки проверки: ноябрь 2016г. Формы и методы проверки: тематические собеседования с классными руководителями и учащимися, проверка и анализ планов воспитательной работы, анализ посещенных мероприятий. Проверку проводила комиссия в составе: Фадеева М.В. – заместитель директора по УВР, Андреева И.А. – заместитель директора по ВР. В соответствии с планом ВШК проводилась проверка эффективности работы классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся. Проверкой установлено: 1. Работа по правовому воспитанию и профилактике преступлений и безнадзорности среди учащихся носит в школе систематический характер. Работа ведется по следующим направлениям: а) составление базы данных о различных социальных категориях детей и их семей и планирование индивидуальной работы с ними; б) контроль успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися; в) вовлечение учащихся в общественно значимую и внеурочную деятельность; г) изучение Правил поведения учащихся, Устава школы, знакомство с законами РФ; д) профилактика дорожного травматизма; е) профилактика наркомании, алкоголизма, курения, пропаганда здорового образа жизни; ж) совместная работа с ЦСССДМ и ПДН «Сакский». Этим вопросам много внимания уделяется в воспитательной работе школы. Вопросы воспитания потребностей в здоровом образе жизни, антинаркотической, антиалкогольной пропаганды, профилактики табакокурения включены в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 11 классов. Согласно плану воспитательной деятельности основной акцент на вопросы профилактики вредных привычек делается в октябре в ходе месячника правового воспитания и профилактики правонарушений. Однако и в другие сроки в планы воспитательной деятельности классных руководителей 1 – 11 классов включены вопросы воспитания потребности в ЗОЖ и профилактики вредных привычек. Профилактическая работа в школе проводится в следующих направлениях: ­ создание в школьной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления; ­ распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотических средств; ­ формирование у подростков навыка анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения. Просветительская работа ведется на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинается в младших классах и продолжается до выпуска. А в ходе выполнения программы учащимся предоставляется достоверная информация о наркотиках и их влиянии на психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Проведены следующие мероприятия:

обновлена информация в правовых уголках (общешкольном и классных) «Закон и мы», ­ в школьной библиотеке оформлена выставка информационно – разъяснительной литературы на правовую тематику «Законы человека и общества»; ­ «Уголок правовых знаний»; ­ активизирована работа Совета профилактики, наркологического поста; ­ оформлен информационный уголок «Осторожно, наркотики!», а также обновлена антинаркотическая информация в правовых уголках (правовая страничка в классных уголках); ­ организовано посещение учащихся, требующих особого педагогического внимания на дому совместно с работником ЦСССДМ Сейтвелиевой Э.С.; ­ организована досуговая деятельность учащихся в каникулярное время; ­ организована работа правового лектория для учащихся «О правовой ответственности несовершеннолетних» (Андреева И.А.); ­ для родителей и учащихся совместно с работником ЦСССДМ проведены лекции «Стоп наркотик!» с раздачей буклетов. Были затронуты вопросы о вреде наркомании, табакокурения.; ­ проведен правовой лекторий для родителей классными руководителями 7 ­ 11 классов «Правовое государство. Знай и реализуй свои права»; ­ проведены индивидуальные и коллективные беседы классных руководителей с учениками и родителями на правовую тематику «Профилактика преступности среди молодежи»; ­ проведена встреча с инспектором ОДН «Сакский» «Выявление причин детской преступности»; ­ проведен Единый день профилактики правонарушений и преступлений; ­ организованы и проведены беседы, классные часы, лекции, «круглые столы», родительские лектории в рамках месячника правовых знаний (по отдельному плану); ­ проведено анкетирование «Отношение к вредным привычкам»; ­ проведены мероприятия по повышению уровня работы с учащимися, требующими повышенного педагогического внимания (консультации учителей, привлечение детей данной категории к культурно­ массовой работе в школе и во внеурочную деятельность, собеседования с родителями по профилактике правонарушений, посещение учащихся на дому). У заместителя директора по воспитательной работе имеется подборка классных часов по правовому воспитанию учащихся, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, видеоматериалы по ПДД, антинаркотической пропаганде, профилактике вредных привычек. В начале учебного года составляется база данных на учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, учащихся требующих повышенного педагогического внимания, неблагополучные семьи. Классными руководителями ведется работа по учету посещаемости учащимися учебных занятий, выясняются причины пропусков, принимаются необходимые меры Выводы и рекомендации: 1. Деятельность школы и классных руководителей по правовому воспитанию считать удовлетворительной. 2. Классным руководителям при организации, подготовке и проведению классных часов чаще использовать возможности медиа­ и видеотеки с целью повышения качества и эффективности мероприятий. Привлекать к подготовке КТД родителей учащихся. 3. Разнообразить формы работы наркопоста. Заместитель директора по ВР И.А. Андреева

Анализ работы по профилактике и предупреждению правонарушений.

В школе разработана и функционирует система работы по профилактике и предупреждению правонарушений.
Работа ведётся по ряду направлений:
Выявление детей и семей нуждающихся в специальной помощи. Изучение данного контингента учащихся, выявление проблем.
Координация и осуществление профилактической деятельности.
Реализация программ индивидуального сопровождения учащихся.
В учреждении на учебный год был составлен (в соответствие с социальными картами каждого класса) социальный паспорт школы.
Данные из социального паспорта школы на учебный год свидетельствуют об увеличении числа неполных семей (122 неполные семьи), недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат увеличение количества семей, находящихся в социально-опасном положении (16 семей) и как следствие учащихся «группы риска» (17 учащихся – стоят на ВШУ, 4 из которых стоят на учёте ПДН).
В школе профилактическая работа ведётся через:
Реализацию профилактических мероприятий («Полезные привычки» - 4 класс, 6 класс; «Детство без алкоголя» - 7 класс, 8 класс; «Все цвета кроме чёрного» - 2 - 4 классы; «Школа без табака» - 7-10 классы; «Школа взаимопонимания» - 8-10 классы; «Учимся общаться» - 5-6 классы; «Планета толерантности» - 5-10 классы).
Систему дополнительного образования (кружки, спортивные секции), которые обеспечивают занятость учащихся. В школе действуют 7 кружков по различным направлениям: спортивный кружок «Я и моё здоровье» - дети узнают комплексы упражнений для укрепления своего здоровья, знакомятся с элементами массажа; кружки художественного творчества - «Мир сказок», «В мире книг», «В мире театра», где дети не только путешествуют по сказкам, но и сами себя ощущают сказочными персонажами; «Умелые руки» и «Весёлая мастерская», основной задачей которых является развитие общей и мелкой моторики учащихся, где дети создают необыкновенные поделки из простейших материалов, развивая эстетический вкус; эколого - биологический кружок «Цветоводство», привить любовь к природе, родному краю основная задача этого кружка.
На протяжении нескольких лет ведёт свою работу историко – литературный музей, в котором освещается история Орловского края. Сами учащиеся являются экскурсоводами музея. Они с большой ответственностью относятся к проведению экскурсий для учащихся школы, студентов ОГУ, учителей, родителей.
Организация системы практических бесед на классных часах, часах общения, общешкольных собраниях.
Проведение месячников по формированию здорового образа жизни и профилактике правонарушений.
Осуществляется межведомственное взаимодействие: планирование совместной работы с инспектором ПДН; взаимодействие с врачами специалистами.
Классные часы, беседы, встречи с инспектором ПДН, занятия в кружковой деятельности, участия в викторинах, праздниках здоровья, общешкольных мероприятиях помогли улучшить психологическое и социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Меры педагогического воздействия:

В школе еженедельно проводятся дисциплинарные линейки, на которых подводятся итоги недели по «Дисциплинарному календарю», по пунктам: сменная обувь, пропуски и опоздания на уроки, культура поведения, вредные привычки.
За активное участие в общешкольной работе, творческой и спортивной деятельности, успехи в учёбе, труде, дети награждаются благодарственными грамотами, сувенирами. Для учащихся проводятся общешкольные праздники: «Хлеб – всему голова», «Масленица», «Смотр строя и песни», «Школьная кругосветка» и многие другие.

Индивидуальная работа с детьми «группы риска»:

Индивидуальная коррекционная программа составляется на каждого учащегося «группы риска» и включает следующие разделы:
1. Информация о ребёнке и его родителях;
2. Психолого-педагогическое изучение учащегося;
3. Организация психологической, социальной помощи;
4. Организация свободного времени учащегося;
5. Учёт и результаты работы.
Это направление является наиболее важным, так как направлено на оказание конкретной помощи ребёнку.
В учебном году на дому посещены все социально-неблагополучные семьи, еженедельные консультации родителей проводятся социальным педагогом и педагогом психологом школы (В учебном году было проведено 12 индивидуальных и 5 групповых консультаций).
В течение учебного года в комиссию по делам несовершеннолетних были поданы документы в отношении родителей учащейся 8а класса Классные руководители имеют постоянный контакт с семьями группы риска, но администрации школы в течение года неоднократно беседовала с родителями учащихся. Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.

Основные направления взаимодействия семьи и школы:

1. Изучение условий семейного воспитания.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса и его результатах.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
К ним можно добавить:
-выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
-участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей; - проведение дней здоровья и совместных праздников с участием родителей.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести, организуемые классными руководителями и учителями, беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семей, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Формы и методы, применяемые в профилактической работе, не унижают честь, достоинство, самооценку и самоуважение личности несовершеннолетних и их родителей и не создают негативное отношение к учащимся и родителям.
Профилактическая работа в учебном году дала положительные результаты. Школа продолжит работу с учащимися по профилактике и предупреждению правонарушений по данным направлениям в предстоящем учебном году.

Организация работы классного руководителя

по профилактике преступлений и правонарушений учащимися

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:

Создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

Оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;

Сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

Оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании.

И реализует их с помощью методов и форм:

    беседа;

    наблюдение;

    тестирование;

    анкетирование;

    анализ;

    консультирование;

    индивидуальная работа;

    групповая работа;

    диагностика.

В классном коллективе классные руководители создают условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

    гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;

    демократические принципы и стиль общения между учителями и воспитанниками;

    разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;

    возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Работа классных руководителей по правовому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних носит систематический характер. Работа ведется в соответствии с планом воспитательной работы и согласно плану мероприятий по предупреждению правонарушений среди трудновоспитуемых несовершеннолетних по следующим направлениям:

а) профилактическая работа;

б) организация досуговой деятельности;

в) работа с родителями;

г) правовой всеобуч;

д) организация каникул;

е) работа с трудными детьми.

В начале каждого учебного года классными руководителями создаётся паспортизация семей, выявляются трудные дети, создаётся банк данных учащихся, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью оказания последующей помощи. Классные руководители посещают семьи, составляют акты посещения.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и информирование родителей позволяют своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися, организовать помощь педагогом-предметником и успевающими учащимися. Классный руководитель должен осуществлять строжайший контроль за подготовкой учащихся к учебным занятиям: учащиеся должны знать, что в любой момент классный руководитель может проверить наличие школьных принадлежностей, наличие выполнения письменного домашнего задания по любому предмету, наличие дневника и его ведение, ведение тетрадей. Уроки других учителей у учащихся своего класса также должны посещаться классным руководителем с проведением последующего обсуждения (анализа) поведения, работы на уроке учащихся, требующих к себе повышенного внимания и контроля.

2. Борьба с пропусками занятий является вторым важным звеном в воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Классные руководители ведут ежедневный контроль посещаемости уроков, ежемесячный учет пропуска учащимися занятий по уважительной или без уважительной причины. В случае пропуска занятий учащимся выясняют у родителей причину отсутствия. Учащийся должен знать (быть уверен в том), что вопрос посещаемости – на постоянном серьёзном контроле у классного руководителя, что-либо скрыть от которого (или обмануть, соврать) просто невозможно, и что между родителями и классным руководителем налажен тесный контакт, что всё тайное обязательно станет явным. Классный руководитель должен стать главной ключевой фигурой для учащегося, авторитетным и важным помощником, советчиком.

3. Организация досуга учащихся , широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, работу объединений - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения.
Классными руководителями принимаются меры по привлечению в спортивные секции, объединения широкого круга учащихся, особенно детей «группы риска». Организация предметных и спортивных олимпиад, участие в дистанционных конкурсах, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск мотивации на асоциальное поведение. Классные руководители принимают активное участие в вовлечение детей работу оздоровительного лагеря на базе школы, тем самым организуя занятость детей в каникулярное время. Организация досуговой деятельности учащихся должна подлежать строгому учёту. Учёт можно вести по направлениям (здоровый образ жизни, патриотическое, нравственное, эстетическое, экологическое и др.), причём делать акцент на то, чтобы с ребёнком проводилась разносторонняя работа (это, во-первых) и, во-вторых, уделять больше внимания проведению мероприятий по тому направлению (тем направлениям), по которым качества у учащегося сформированы (развиты) в слабой мере.

4. Пропаганда здорового образа жизни исходит из потребностей детей и их естественного природного потенциала. С целью привлечения учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, выявляются сильнейшие учащиеся и формируются сборные команды школы для участия в школьных, городских соревнованиях. В начале каждого учебного года составляется календарь спортивно-массовых мероприятий, проводятся Дни Здоровья, соревнования по футболу, волейболу. Традиционно стало участие учащихся в ежемесячных Днях здоровья.

К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек привлекаются не только специалисты (медики, психологи), но и широко используется детский потенциал.

Пропаганде здорового образа жизни посвящены такие следующие классные часы, проведенные с сентября по декабрь месяцы:

Курить – здоровью вредить”;

Мифы об алкоголе”

Школьнику о вреде никотина”

Кто кого или подросток в мире вредных привычек”

Жизнь без наркотиков”

Мы против наркотиков”

«Дорога, транспорт и я»

«Наркомания – социальное зло»

«ВИЧ можно избежать»

«Наркомания и ее последствия для человека»

«Что со мной происходит?»

5. Правовое воспитание. В решении проблем предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних эффективны проводимые в учебных заведениях Декады профилактики правонарушений. В их организации участвуют не только классные руководители, но и сотрудники правоохранительных органов, пожарной охраны, представители общественных организаций в лице членов комиссии по делам несовершеннолетних, специалисты по делам семьи, молодежи, занятости; работники медицинских учреждений, психолог, заместитель директора по воспитательной работе школы.

Проведение бесед на классных часах, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды виды преступлений, понятий об административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности несовершеннолетних дают мотивацию на ответственность за свои действия. Роль классного руководителя заключается в направлении дискуссии и подведении итогов, предоставив максимальную возможность детской активности в организации мероприятия и свободного высказывания своих мнений. Такие занятия развивают активность, формирование жизненных позиций.

Как известно, незнание не освобождает от ответственности. Поэтому в течение 2014 – 2015 учебного года (с сентября по декабрь) классные руководители провели классные часы:

Что такое хорошо и что такое плохо”

Правила поведения в общественных местах”

Мы и улица, наши интересы”

Конвенция ООН о правах ребенка”

«Знай свои права, но не забывай про обязанности»

Права и обязанности школьника”;

«Почему подросток совершает преступление”

Поговорим об ответственности”

Преступления и его последствия”

Как научится быть ответственным за свои поступки”

Административная и уголовная ответственность”

6. Работа с родителями. Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, строится планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями.

Важными направлениями в этой работе являются:

    установление доверительных отношений между родителями и педагогом;

    разъяснение родителям основ межличностных отношений с целью понимания ими причин негативных проявлений в поведении ребенка: гнев, агрессия, обида, страх и т.д., для осознания ими того, что истинная их причина может лежать глубже внешних проявлений, за каждым случаем активного протеста в поведении следует искать нереализованную потребность;

    формирование у родителей правильного отношения к чувству самоценности ребенка, т.к. с коррекции этого чувства должна начинаться любая помощь, как ребенку, так и семье с «трудным» ребенком. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;

    формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.

Классными руководителями должна вестись большая работа по пропаганде педагогических знаний среди родителей, регулярно проводиться лекции по воспитанию учащихся согласно их возрастным особенностям: консультации «Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Интересы моего ребёнка. Как выбрать кружок; индивидуальные беседы «Как преодолеть трудности в обучении. Родительская помощь» «Почему ребенок не хочет учиться»; родительские собрания «Ваш ребенок стал подростком. Проблемы воспитания», «Права и обязанности ребёнка в школе и семье». Все эти мероприятия направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия семьи и школы, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей. Классные руководители вместе с администрацией школы участвуют в организации и проведении рейдов «Семья».

7. Проведение индивидуальной воспитательной работы . Одним из важнейших направлений профилактической школьной деятельности является выявление, постановка на внутришкольный контроль обучающихся с асоциальным поведением и разработка для них индивидуальной воспитательно-образовательной программы. Классные руководители в работе тесно сотрудничают с представителями социально-психологической службы школы – социальным педагогом и педагогом-психологом, Советом профилактики.

Работа с личностью отдельного учащегося предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности всего класса, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в общей деятельности. Классными руководителями школы проводится диагностика уровня воспитанности обучающихся. На основе установленного уровня воспитанности учащихся классный руководитель проектирует развитие ценностной ориентации, личностных свойств и качеств, разрабатывает план воспитательной работы класса.

Решение (после прочтения всех докладов и после проведения практикума по теме педсовета!):

Классным руководителям совершенствовать работу с семьями обучающихся, усилить активность участия родителей в воспитательном процессе, проводить работу по выявлению раннего неблагополучия семей, осуществлять работу по выявлению фактов жестокого обращения с детьми, проводить работу по повышению психолого-педагогического потенциала семьи (педагогическое просвещение).