Методика проведения практических занятий. Структура практического занятия Назначение практических занятий

Лекции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА УМК

ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины "Психология личности и группы" согласно учебному плану строится по схеме:

№ п/п Форма обучения Количество часов Контрольные мероприятия (семестр)
Всего Аудиторные занятия Сам раб. Экз Зач Контр раб. Курс. Раб.
Всег Лекц Групп Лаб
1. Дневное отделение - - + - -
2. Заочное отделение - - + + -
3. Заочное отделение (сокращенный срок, экономические специальности) - + +
4. Очное отделение (сокращенный срок, технические специальности) - - + + -

Современные требования к содержанию образования в целом направлены на развитие природных особенностей человека (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать), его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). При этом развитие природных, социальных и культурных начал осуществляется в контексте общечеловеческих, национальных и региональных ценностей.

Основные понятия и термины, отражающие как повседневную действительность, так и научные знания;

Факторы повседневной действительности и науки, необходимые для доказательства и отстаивания своих идей;

Основные законы науки, раскрывающие связи и отношения между разными объектами и явлениями действительности;

Знания о способах научной деятельности, методах познания и истории получения научного знания;

Оценочные знания, знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, установленным в обществе.

Специальные методические рекомендации, в которых содержатся подробные планы проведения различных занятий, а также методические рекомендации о построении учебного процесса, введение в учебные пособия специальных вопросов и заданий позволяют активизировать изучение предлагаемых дисциплин и усилить профессиональную подготовку студента.



Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Отказ от лекции снижает научный уровень подготовки студента, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

При отсутствии учебников по новым складывающимся курсам, лекция – основной источник информации;

Новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

Отдельные темы учебников особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

По основным проблемам курса существуют противоречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

Лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействия лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов. Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысли, слова и восприятия студентами. Эмоциональность воздействия лекции играет важную роль в преподавании гуманитарных дисциплин. Но и преподавателям естественных и точных наук не следует ее недооценивать.

Преимущества лекции:

Творческое общение лектора с аудиторией, сотрудничество, эмоциональное взаимодействие;

Лекция – весьма экономический способ получения в общем виде основ знания;

Лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана, поэтому задача лектора – развивать активное внимание студентов, вызывать движение их мысли вслед за мыслью лектора.

Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информированность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных приемов, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления студентов, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательного излагаемых вопросов; методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов. Перечисленные требования лежат в основе критериев оценки качества лекции.

Структура лекции.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применимый к любой лекции. Прежде всего это сообщение плана лекции и строгое ему следование. В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Полезно вспомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализирующих положений следует сделать вывод, выделяя его повторением и интонацией. В конце лекции полезно подвести итог услышанному. Традиционная вузовская лекция обычно называется информационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Далее делается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклад в практику. Во вводной лекции важно связать теоретический материал с практикой работы специалистов. Далее целесообразно рассказать об общей методике работы над курсом, дать характеристику учебника и учебных пособий, ознакомить слушателей с обязательным списком литературы, рассказать об экзаменационных требованиях, требованиях к зачету.

Подобное введение помогает студентам получить общее представление о предмете, ориентирует их на систематическую работу над конспектами и литературой, знакомит с методикой работы над курсом.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела или курса, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психология обучения показывает, что материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. В обзорной лекции следует рассмотреть также особо трудные вопросы экзаменационных билетов.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, зачету.

Задача лектора – дать студентам возможность осмысленного конспектирования. Слушать, осмысливать, перерабатывать, кратко записывать. Для этого преподаватель должен помогать студентам и следить, все понимают, успевают. Это видно по реакции аудитории. Каковы средства, помогающие конспектировать? Это акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамках и пр.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, формирует интерес к предмету.

Узловые критерии оценки качества лекции. К узловым критериям оценки качества лекции относятся: содержание, методика, руководство работой студентов, лекторские данные, результативность лекции.

Содержание лекции: научность, соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Лекция и учебник: излагается ли материал, которого нет в учебнике, пересказывается ли учебник, разъясняются ли особо трудные вопросы, даются ли задания проработать ту или иную часть материала самостоятельно по учебнику. Связь с предыдущим и последующим материалом, внутрипредметные, межпредметные связи.

Методика чтения лекций: четкая структура лекции и логика изложения. Наличие плана, следование ему. Сообщение литературы к лекции (когда, градация литературы). Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов.

Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения; подведение итогов в конце вопроса, всей лекции. Использование наглядных пособий, ТСО. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов.

Лекторские данные: знание предмета, эмоциональность, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, умение установить контакт.

Результативность лекции: информационная ценность, достижение дидактических целей.

Формы лекций. Развитие отечественной образовательной системы, ее гуманизация, тенденция к ориентации на отдельного человека, на реализацию его творческих способностей обусловили разработку и появление новых лекционных форм, таких как проблемная лекция, лекция-визуальная, лекция – пресс-конференция.

Предлагаемые ниже лекционные варианты могут успешно дополнять традиционную лекцию-информацию, будучи использованными в полном объеме лекционного времени на одном или нескольких занятиях либо как элемент традиционной формы на части занятия (пары); может быть также разработан авторский лекционный курс в любой из упомянутых форм.

Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге – как результат – слушатели приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания слушателей при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психологические исследования показывают, что наглядность не только более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряды, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

Обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

Обеспечить усвоение новой информации;

Демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

Натуральные;

Изобразительные (слайды, рисунки, фото);

Символические (схемы, таблицы).

В визуализованной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режессуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:

Уровень подготовленности и образованности аудитории;

Профессиональную направленность;

Особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета.

Лекции с заранее запланированными ошибками призвана:

Активизировать внимание слушателей;

Развивать их мыслительную деятельность;

Формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет слушателям в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция – пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

В начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

В середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

В конце – для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Процесс обучения студентов предусматривает практические задания. Они предназначены для углубленного изучения дисциплин. Их формы разнообразны.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цель практических занятий. Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке дальнейших навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План практического занятия отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика практического занятия может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель .

Структура практического занятия в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студента по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты и пр.

Цель занятия должна быть ясна не только для преподавателя, но и для студента.

Следует организовывать практические занятия так, чтобы студенты постоянно ощущали настроение сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в обучении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При разработки заданий и плана занятий, преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента , выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студента.

При проведении практических занятий следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариативно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике образования.

В интерактивной форме

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения и интерактивных методов в процессе обучения.

Предлагаемое методическое пособие содержит указания изучения дисциплины на основе методов интерактивного обучения, технологический процесс и рекомендации практического применения методов в структуре занятия.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.

В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В ходе изучения дисциплины предполагается использование ряда интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:

· творческие задания;

· работа в малых группах;

· тестирование;

· разминки;

· дискуссии;

· обратная связь;

На лекционном занятии любой студент должен быть готов участвовать в мини-дискуссиях, задавать вопросы лектору и отвечать на его вопросы по теме лекции. Таким образом, происходит активизация работы на лекциях, которые перестают быть исключительно монологом преподавателя.

Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям заключается в обязательном выполнении студентом всех видов заданий по теме каждого занятия. Студент должен быть готов к ответу на вопросы по плану занятия, надежно усвоить основные понятия и категории, ответить на вопросы для самопроверки и письменно выполнить проблемные задания.

При использовании интерактивных методов преподаватель регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.

Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения в вузе позволят приобрести:

· конкретному обучающемуся:

Опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

Развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

Освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

· учебной группе :

Развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;

Формирование ценностно-ориентационного единства группы;

Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;

Принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;

Развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;

Развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;

· системе преподаватель - группа

Нестандартное отношение к организации образовательного процесса;

Формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и в профессиональных ситуациях.

Технология проведения практического занятия

в интерактивной форме

Практические занятия по дисциплине проводятся в форме семинаров и творческих заданий.

План проведения практического занятия:

1.разминка;

2.работа в малых группах;

3.дискуссия;

4.подведение итогов.

1.Разминка

Цель: актуализация обсуждаемых вопросов и выполняемых действий на практическом занятии.

Задачи:

· формирование общего представления об уровне владения знаниями у студентов, актуальными для занятия;

· развитие коммуникативных навыков (навыков общения);

· снятие психологической и физической нагрузки на занятии.

Методика осуществления

Вопросы для разминки формулируются по теме занятия. Разминка проводится на практических занятиях перед делением на подгруппы.

Регламент разминки зависит от темы занятий и на практических занятиях может составить 10 – 15 мин., т.е. 2 – 3 вопроса, по 10 – 15 секунд на каждый ответ, обсуждение 5 минут.

При проведении разминки на практических занятиях выявляется степень готовности студентов к объявленной теме. Важным моментом является то, что студенты должны знать, что отвечать на поставленный вопрос придется каждому с кратким обоснованием. При этом ответы «Я согласен с предыдущим ответом», «Мне так кажется», «Мы так решали похожую задачу на предыдущем занятии» и т.п. не принимаются. Встречающаяся здесь трудность состоит в повторении после двух, трёх, максимум четырёх, оригинальных ответов уже сказанного. Все равно правильный ответ будет окончательно сформулирован на этапе подведения итогов.

1. Работа в малых группах

Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).

Цель: продемонстрировать сходство или различия определенных явлений, выработать стратегию или разработать план, выяснить отношение различных групп участников к одному и тому же вопросу.

Задачи:

· Развитие навыков общения и взаимодействия в группе.

· Формирование ценностно-ориентационного единства группы.

· Поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации.

Методика осуществления

Группа студентов делится на несколько малых групп. Количество групп определяется числом творческих заданий, которые будут обсуждаться

в процессе занятия. Малые группы формируются либо по желанию студентов, либо по родственной тематике для обсуждения.

Малые группы занимают определенное пространство, удобное для обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты, эксперты.

Каждая малая группа прорабатывает творческое задание в течение отведенного времени и готовит выступление с испольэованием наглядного материала (схем, таблиц, рисунков) представленного в форме презентации.

Заслушиваются выступления, предлагаемые каждой малой группой по творческому заданию.

2. Дискуссия

После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы авторов предлагаемых позиций.

Дискуссия предусматриваетобсуждение вопроса или группы связанных вопросов с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близкой к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. Заявления последних должны относится к одному и тому же предмету или теме, что сообщает обсуждению необходимую связность.

Дискуссия - одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. В дискуссии снимается момент субъективности, убеждения одного человека или группы людей получают поддержку других и тем самым определенную обоснованность.

В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную позицию по творческому заданию.

3. Подведение итогов

Преподаватель дает оценочное суждение о работе малых групп, по решению творческих заданий, и эффективности предложенных путей решения.


РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

Вопросы для обсуждения:

1.Экономическая заинтересованность предприятий и предпринимателей в создании безопасных технологий и средств производства.

3. Анализ и оценка опасностей в сфере труда.

4.Социальная и экономическая эффективность охраны труда.

5.Формирование социального и экономического эффекта.

ТЕМА 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Задание 1. Определение износа и остаточной стоимости пропорциональным методом.

Остаточную стоимость машин в данном случае рассчитывают по методике, при использовании которой износ определяют пропорционально сроку службы машины или детали.

Расчет ведут по формулам

где - стоимость машины первоначальная;

Иф - экономическая оценка физического износа машины или потеря стоимости, у.е.;

t - фактический срок использования машины на момент определения износа, лет, га, км, мото-ч.;

Т - амортизационный (нормативный) срок службы в тех же единицах;

СИ ф - степень износа, %;

С л - стоимость машины ликвидационная.

Определение остаточной стоимости деталей и машинпроводится поформуле:

C oc = C пн - И Ф,

где С ос - стоимость остаточная, у.е.

Порядок выполнения задания

1. Выбрать вариант задания из таблиц 1, 2.

2. Определить износ и остаточную стоимость детали.

3. Определить износ и остаточную стоимость машины.

4. Построить график зависимости износа и остаточной стоимости от срока службы.

5. Проанализировать результаты расчетов, сделать выводы.

Исходные данные (А): Определить износ и остаточную стоимость детали через 150, 250, 350 и400тыс. км. Первоначальная стоимость детали Спн у.е., полный ресурс - 450 тыс. км; ликвидационную стоимость равна нулю.

Таблица 1 - Варианты задания

Исходные данные (В) : Трактор первоначальной стоимостью Спн тыс. у.е.прослужил n лет и выработал за это время t тыс. мото-ч.; на момент выбраковки стоимость всех пригодных для дальнейшего использования материалов составляет 15 % первоначальной стои­мости, а затраты на доставку - 4 %; полный ресурс трактора до списания – 11 тыс. мото-ч. Определить износ и остаточную стоимость трактора.

Таблица 2 - Варианты задания

Показатели Варианты
Спн
n
t

Задание 2. Сравнительная оценка способов начисления амортизации

Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигаласьобщая дидактическая цель. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям. Структура ПЗ в основном одинакова:

Вступление преподавателя;

Ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

Практическая часть как плановая;

Заключительное слово преподавателя.

Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали рост сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения.

Семинарские занятия

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления и чаще всего является продолжением лекционных форм обучения и служит для осмысления и более глубокого изучения теоретических проблем, а также отработки навыков использования знаний. Семинарское занятие дает студенту возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. Семинар призван укреплять интерес студента к науке и научным исследованиям, научить связывать научно-теоретические положения с практической деятельностью.



Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

Развитие творческого профессионального мышления;

Познавательная мотивация;

Профессиональное использование знаний в учебных условиях:

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

Повторение и закрепление знаний;

Контроль;

Педагогическое общение.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленнойих разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Эти формы нет нужды противопоставлять, они перетекают друг в друга. Выступления в беседе - уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу творческой работы, ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель дает установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Рассмотрим традиционно сложившуюся организацию семинарского занятия (групповую форму).

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. «Лаборатория» происходит от латинского слова «labor» - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Ее конкретная ориентация зависит от усилий преподавателя. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмысливанию и пониманию.

Опыт показывает, что в подавляющем большинстве случаев ни в школе, ни в институте не обучают целенаправленной логике рассуждении на материале отдельных предметов, не учат правилам и логическим требованиям определения понятий; в результате понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать подменяется буквальным запоминанием готовой формулировки.

Коллоквиум

Слово «коллоквиум» происходит от латинского слова «collocvium» - разговор, беседа. Это одна из форм учебных занятий, беседы преподавателя с учащимися для выяснения знаний. Коллоквиум выполняет контрольно-обучающую функцию. Он особенно уместен, когда предмет читается 2-3 семестра, а итоговый контроль один. Его можно назначать вместо семинара на итоговом практическом занятии. Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и может быть рекомендован в преподавательской практике как одна из наиболее действенных форм обратной связи.


1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;

2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;

3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;

4) психологически настроиться на лекцию.

1) ознакомиться с темой и планом занятия, чтобы выяснить круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии;

2) поработать с конспектом лекции по теме семинара, прочитать соответствующие разделы учебников и других источников;

3) выполнить конспект первоисточников и выделить положения и вопросы, не совсем понятные или вызывающие сомнения.

При подготовке к лабораторному занятию студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма;

1) ознакомится с планом предстоящего занятия;

2) проработать литературные источники, которые были рекомендованы и ознакомиться с вводными замечаниями к соответствующим разделам;

4) если в ходе лабораторного занятия будут использоваться психодиагностические методики, то каждый студент должен заранее подготовить бланк для фиксации результатов данной методики;

5) в заключении, каждый студент должен представить преподавателю краткий письменный отчет, включающий:

Протокол опыта;

Запись обработки результатов исследования;

Анализ обработанных результатов;

Выполнение домашнего занятия и задания СРС.

При подготовке к коллоквиуму студенту рекомендуется придерживаться следующего алгоритма:

1) ознакомится с планом предстоящего коллоквиума;

3) довести занятия до уровня обобщенности.

При подготовке итоговой СРС студент должен:

1) выбрать тему исследования;

2) осуществить подбор литературы по теме исследования, наметить план работы.

3)и согласовать с преподавателем содержание и объем работы;

2) предварительно сдав преподавателю работу на проверку, приготовится к итоговому занятию, на котором будут обсуждаться результаты СРС.

Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы.

Лекция, в отличие от учебника, является актуальной, отражает последние изменения правового регулирования, содержит сведения, поясняющие положения семейного права, разъясняет возможности применения гражданского законодательства в профессии юриста. Лекции позволяют своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления.

В учебно-воспитательном процессе лекция выполняет несколько функций:

– информационно-познавательная – изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в юридической литературе;

– мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, точнее – определение его общего идейно-теоретического направления;

– логико-методологическая – формирование творческого мышления обучающихся, вооружение их методологией научного исследования;

– воспитательная – выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;

Исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала, меняется методика и формат лекции.

Виды лекций и особенности их использования в подготовке специалистов для судебной системы: вводная, учебно-программная, установочная, обзорная, заключительная.

Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения учебной дисциплины. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе высшего образования. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе юридических знаний. Основным методом изложения является популярное чтение лекции, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познание нового, расширение кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы обучающиеся могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся.



Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем.

Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться – цель преподавателя на данной лекции. Широкое применение иллюстративного материала для того чтобы дать обучающимся опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов – необходимость на таких лекциях. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, постановка проблемы, расстановка ориентиров для её решения.

Академическая («базисная») лекция обладает традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность, чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания теории и практики в области налогового права.

Обзорная лекция (лекция-консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении обучающихся, анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.



Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний по налоговому праву.

Практическое (семинарское) занятие – один из наиболее сложных и в то же время плодотворных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы эта форма занятий, проводимых под руководством преподавателя, обеспечивает качественное изучение дисциплины и овладение навыками ее применения в практической деятельности в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической сферах.

Практическое занятие предназначается для углубленного изучения дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

Практическое занятие – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и обучающиеся, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений обучающихся по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям стандарта высшего профессионального образования.

При условии соблюдения требований методики их проведения практические занятия выполняют многогранную роль:

– стимулируют регулярное изучение обучающимися первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу;

– закрепляют знания, полученные обучающимися при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой;

– расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии;

– позволяют обучающимся проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное;

– способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии;

– прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают обучающихся свободно оперировать терминологией, правовыми понятиями и категориями;

– предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы обучающихся над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях;

– позволяют изучить мнения, интересы обучающихся, служат средством контроля преподавателя не только за работой обучающихся, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.

Ведущая функция практического занятия – познавательная.

В процессе обсуждения на занятии конкретных правовых проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания обучающихся. Даже само углубление знаний, движение мысли от сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям обучающихся более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

Воспитательная функция практического занятия вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование правового мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев.

Функция контроля, присущая практическому занятию, проявляется в проверке содержательности, глубины и систематичности самостоятельной работы обучающихся. Она является вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям.

Типы семинарских занятий : традиционный семинар, семинар-дискуссия, коллоквиум, семинар-исследование, тренинги др. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта слушателей.

Просеминар – занятие, готовящее к семинару, с целью ознакомить студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними:

– особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой и творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару);

– подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

Собственно семинар :

– развернутая беседа по заранее известному плану;

– небольшие доклады студентов магистратуры.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

– узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

– вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Более серьезные задачи решаются на спецсеминарах , которые формируют у студентов исследовательский подход к материалу. Семинар на старших курсах постепенно готовит студентов к спецсеминару, представляющему собой школу общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме.

Спецсеминар:

– приобретает характер научной школы;

–приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству, предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики;

– важную роль играют соответствующая ориентация студентов на групповую работу и ее оценка, использование специальных приемов (например, моделирования ситуаций);

– на итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

Академический семинар предполагает взаимодействие преподавателя с группой как с целым (обучающая функция реализуется по отношению ко всем студентам);

Недостатки академического семинара:

– студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует;

– нет сотрудничества и взаимопомощи; попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины;

– нет личностного включения студентов в учебную деятельность;

– интеллектуальная активность студентов сковывается;

– студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой. Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом.

Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.

Междисциплинарный семинар:

– выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, юридическом, нравственном;

– могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин;

– между студентами распределяются задания для подготовки сообщений по теме;

– метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар:

– преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы;

– накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы;

– во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем;

– позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар:

– готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах;

– студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности;

– семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар:

– предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п.;

– студентам предлагается высказать свои соображения, мнение, точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения;

– метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Семинар-тренинг (использовать практикумы)

– цель: приобретение нового опыта и уяснение теоретического материала путем решения казусов, взятых из судебно-следственной практики;

– задачи: развитие методики квалификации деяний, определения признаков конкретного состава преступления, определение признаков деяния, влияющих на вид и размер назначаемого наказания;

– является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентам в конструктивном режиме;

– речь идет о конструировании идеальных образцов, в соответствии с которыми будущий профессионал мог бы находить адекватные способы решения той или иной задачи с учетом быстро меняющейся ситуации.

Семинар-дискуссия:

– диалогическое общение участников;

– накануне преподаватель, ведущий семинар, должен четко определить круг таких проблем, назвать основные литературные источники. Вполне допустимо отдельные крупные проблемы разделить на несколько более мелких, поручив их рассмотрение наиболее подготовленным студентам;

– каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию;

– нужно различать «диалогоподобное» общение, когда каждый ведет свою «партию», и собственно диалог, когда идет совместное развитие темы дискуссии;

– включение элементов «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. (в зависимости от того, какой материал обсуждается);

– ведущий получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.;

– особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю.

Преподаватель должен:

– определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.

– подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

– распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.

– готовить студентов к выбранному ролевому участию.

– руководить работой семинара.

– подводить общий итог дискуссии.

«Круглый стол»:

– отражает особенности современного профессионального общения;

– предполагает сотрудничество и взаимопомощь;

– каждый студент имеет право на интеллектуальную активность, заинтересован в достижении общей цели семинаров, принимает участие в коллективной выработке выводов и решений;

– студент занимает активную позицию.

Семинар-исследование:

– по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия;

– в течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями, готовят выступление;

– подгруппа выделяет докладчика, а остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентам и других подгрупп;

– в конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

Деловая игра:

– представляет собой форму воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого;

– воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной;

– воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени;

– студент выполняет квазипрофессиональную деятельность: знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда;

Разнообразие видов семинарских занятий, разумеется, не самоцель, а лишь средство обеспечения наиболее эффективного решения основных задач семинара.

Система докладов и рефератов к практическим занятиям, круглым столам и миниконференциям, которые готовятся обучающимися по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить обучающимся навыки научной, творческой работы, сформировать приемы публичного выступления, воспитать самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Несмотря на слабые стороны этой методики (зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к занятию никто всерьез не готовится, а сами выступающие изучают лишь один вопрос), такие практические занятия вызывают определенный интерес у обучающихся. На практических занятиях подобного типа формируется готовность обучающихся к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента.

Тематика докладов разнообразна: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере.

На практических занятиях практикуется подготовка рефератов и их обсуждение. Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо правовой проблеме, анализу произведения или нескольких из них, проведенных обучающимся под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Обучающийся готовит выступление по своему реферату, который может быть представлен для предварительного ознакомления обучающимися.

Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две-четыре недели и более. Реферативные доклады готовятся к окончанию какой-либо большой темы, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.

Диспут в группе или на потоке, как прием практического занятия удобен для выработки навыков устной полемики. Диспут может быть как самостоятельной формой практического занятия, так и элементом других форм практических занятий. В первом случае, как правило, объединяются занятия двух или нескольких обучающихся групп, когда с докладами выступают обучающиеся одной группы, а оппонентами – другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные занятия всегда имеют теоретическую и практическую значимость. Диспут как элемент практического занятия в рамках одной группы может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. В ходе полемики у обучающихся формируется находчивость, быстрота мыслительной реакции, личная позиция и мировоззрение.

Формирование профессионально-педагогической позиции студентов;

Развитие исследовательских умений, необходимых для полноценного образования;

Развитие умений работы с различными источниками информации;

Формирование и развитие профессионального мышления студентов через освоение понятийного аппарата;

Формирование и развитие способности студентов к самоопределению по отношению к проблемам инновационных технологий в современном образовании.

Модель практического занятия состоит из 2-х этапов:

1. Моделирование занятия.

Определяется цель и задачи занятия. Частно-дидактическая цель ПЗ должна отвечать нескольким требованиям:

· соответствие социальному заказу, т. е. обучение студентов в объеме необходимом для подготовки специалиста, способного на практике осуществлять профессиональную деятельность;

· реальность достижения за отведенное время и при определенном уровне подготовленности студентов;

· определенность, отражающаяся в терминах, т. е. что студент должен знать и уметь;

· диагностичность – описание цели в количественных параметрах выполняемых заданий, позволяющих точно определить степень её достижений.

На этом этапе педагогического творчества продумывается и проектируется содержание предстоящего ПЗ, подбираются дидактические средства, раздаточный материал и т. д.

2. Воплощение плана занятия (реализация).

Цель ПЗ выполняет также и частично-мотивационную функцию и часто стимулирует студентов к изучению данной темы и работе над ней. Главным результатом этого этапа учебной деятельности должно быть формирование логического мышления студентов, отработка методических умений и практических навыков. На занятиях необходимо использовать приемы и методы, активизирующие учебную деятельность студентов, стимулирующие и синтезирующие их познавательную деятельность. Важным моментом педагогического творчества преподавателя на занятии является умение вступить в контакт со студентами, внешний вид педагога, его жесты, позы, мимика и т. д. Эффективность проведения ПЗ зависит также от психологического климата и демократического отношения в группе, педагог должен быть не только хорошим консультантом, организатором взаимодействия, но и слушателем, уметь бесконфликтно общаться со студентами, ошибки исправлять корректно, терпеливо.

Структура практического занятия состоит из 4 этапов:

I. Вводный этап (до 15 мин.).

Организационные моменты занятия состоят из проверки присутствующих, объяснения студентам цели мотивации данной темы ПЗ. Студент должен уточнить, что он должен знать, что уметь, где использовать полученную информацию.

II. Контроль исходного уровня подготовки студентов.

Этот этап может включать в себя контроль исходных данных, полученных студентом на предыдущих занятиях и курсах по интегрированным дисциплинам, а так же и уровень подготовки студентов к настоящему ПЗ. Могут быть использованы любые формы контроля: устные, письменные, тесты. Формы контроля педагог может выбрать сам или использовать рекомендованные рабочей программой. Успех зависит от уровня подготовленности группы, творческого подхода педагога к разбору результатов контроля самостоятельной работы студентов. Все это обеспечивает готовность студента к текущей учебно-практической деятельности и восприятию нового материала.

III. Основной этап.

На этом этапе педагог должен добиться достижения цели и задач ПЗ. Отрабатывается и закрепляется содержание материала. Выбор метода обучения прерогатива педагога, основанная на следующих требованиях: согласованность теории с фактами, точность и определенность понятий, системность изучаемого материала. Успех данного этапа обеспечивает использование интерактивных методов обучения в группах: «мозговой штурм», «погружение в проблему», ситуационные задачи, деловые игры, и др. В процессе организации выполнения студентами практических работ рекомендуется предлагать задания, направленные на развитие их самостоятельности и творческой активности. Задания должны включать основные теоретические положения, способствующие глубокому освоению материала занятия, а также вопросы для контроля знаний студентов. Контрольные вопросы должны быть направлены на выявление понимания основных понятий, развитие умения сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать. Проведение практических занятий может включать подготовку студентами сообщений, широкое использование приема сравнения, решение исследовательских задач, способствующих развитию мышления, воображения, установлению связей и зависимостей.

IV. Этап проверки качества.

На данном этапе осуществляется контроль достижений студентов. Используются контрольные вопросы и другие диагностические методы. Важным моментом является поощрение активных студентов, вознаграждение за интересную информацию, творческую деятельность отличившихся студентов. На этом этапе важно установить с обучающимися обратную связь в отношении их участия в учебном процессе и качества выполненных ими заданий.

Наименование практических занятий Рекомендуемые методы и формы организации обучения Дидактические средства
УЭМ 1 «история техники и технологий
ПЗ-1. Основные достижения в науке, технике и технологии в Древнем мире
ПЗ-2. Великая промышленная революция XVIII-XIX веков. Самостоятельная работа в группах Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-3. Разработка и использование двигателя внутреннего сгорания. Самостоятельная работа в группах Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-4 Развитие электротехники и вычислительной техники. Самостоятельная работа в группах Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-5. История создания токарного станка. Изучение устройства токарно-винторезного станка. Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-6. Изучение устройства деревообрабатывающего станка. Изучение механизмов передачи на обрабатывающем оборудовании. Индивидуальная самостоятельная работа Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
УЭМ2 «Отрасли производства и современные технологии
ПЗ-1 Порошковая металлургия. Производство цветных металлов. Самостоятельная работа Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-2. Технология заготовительного производства. Технологические методы кузнечно-штамповочного производства. Самостоятельная работа Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-3. Изучение влияния пластической деформации и рекристаллизации на структуру и свойства металлов. Самостоятельная работа в группах Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-4. Оборудование и технологии газо обработки материалов. Основы физико-химических процессов при сварке. Самостоятельная работа в группах Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания
ПЗ-5. Технология изготовления изделий из пластмасс. Самостоятельная работа в группах Учебная литература, методические пособия, рекомендации и указания