Литературная антропонимика. Ономастика ‒ это наука, изучающая имена собственные Антропонимика как наука личное имя отчество

Изучением имен собственных всех типов, об истории их возникновения и преобразования в результате их употребления в языке, о заимствовании имен собственных в другие языки, о закономерностях их развития и функционирования занимается раздел лингвистики, который называется ономастика . Термин «ономастика » образован от греческого onomastik - «искусство давать имена» .

Ономастика представляет собой весьма ценный раздел современного языкознания, комплексную лингвистическую дисциплину, оснащенную своим терминологическим аппаратом, своим кругом проблем, историей исследования и собственными методами исследования.

Сложность и многообразие объекта ономастики (имени собственного) во многом обуславливает междисциплинарный характер этой дисциплины. Ряд ученых (О.Н. Трубачев, В. Ташицкий и др.) например, считают целесообразным выведение ономастики за рамки лингвистики и выделение ее в отдельную дисциплину, использующую лингвистические методы исследования, но тесано связанную с комплексом гуманитарных наук, а также наук о Земле и Вселенной. Несмотря все же на тесную связь с другими гуманитарными дисциплинами, имена собственные все же являются объектом раздела языкознания, лингвистики то есть науки о языке. Ибо любое наименование - это, прежде всего, слово и оно входит в систему языка, образуется по законам языка, по языковым законам живет и употребляется в речи, подвергаясь различного рода изменениям.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих имена собственные. В ономастику входят: антропонимика , которая изучает имена людей, топонимика - изучает названия географических объектов, зоонимика - клички животных, астронимика - названия небесных тел.

Имена собственные включают в себя имена людей (Александр, Мария), клички животных (Шарик, Мурка), названия мифических существ (Аид, Венера), племен и народов (ацтеки, готы), стран (Англия, Германия), рек (Кубань, Ока), гор (Анды, Килиманджаро), людских поселений (Ленинград, проспект Горького), и т.д. Отличительный признак имен собственных состоит в том, что в современном своем употреблении они, как правило, не называют понятий, но служат лишь для обозначения конкретных предметов. Мы можем достаточно точно определить, чем отличается швея от доярки, врач от бухгалтера, но никто не сможет сказать, опираясь только на имя человека, чем отличается Марина от Валентины, Саша от Бориса. Имена собственные имеют только денотативное значение (обозначают конкретный предмет) и лишены значения сигнификативного (понятийного). Однако при своем возникновении все имена собственные употреблялись как обычные номинативные лексемы. Восстановление первоначального значения имени собственного - одна из задач современной ономастики. Происхождению антропонимов - имен, отчеств, фамилий, прозвищ, псевдонимов и т.п. - посвящена довольно обширная литература. Это работы А.В. Суперанской и А.В. Сусловой, Е.Н. Поляковой и Л.В. Успенского, В.А. Никонова и Ю.А. Федосюк, М.А. Горбаневского и Н.А. Петровского.

В настоящее время очень часто употребляется термин «поэтическая ономастика». Об этом говорится во многих трудах ученых: М.В. Карпенко («Русская ономастика»), В.А. Никонов («Имя и общество»), А.В. Суперанская («Общая теория имени собственного»), О.И. Фонякова («Имя собственное в художественном тексте»), Н.К. Фролов («Избранные работы по языкознанию»).

Итак, антропонимика («человек» + «имя») -- раздел ономастики, занимающийся изучением происхождения, развития, деривации и функционирования собственных имен людей .

К числу антропонимических единиц , или антропонимов, относятся: личные имена -- слова, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе; отчества (патронимы, патронимические имена -- греч. «отец» + «имя») -- слова, входящие в состав именования людей и обозначающие отца носителя того или иного имени; фамилия (фамильное имя) (лат. familia «семья») -- это наследственное наименование, переходящее из поколения к поколению: от отца или матери к сыну и дочери, от мужа к жене, или наоборот; прозвища (прозвищные имена) -- слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества .

Можно выделить ряд основных понятий антропонимики как раздела языкознания:

Антропонимическая формула (имени) -- определенный порядок следования различных видов антропонимов и номенов в официальном именовании человека данной национальности, сословия, вероисповедания в определенную эпоху.

Литературная (поэтическая, стилистическая) антропонимика -- неотъемлемая составная часть литературной (поэтической, стилистической) ономастик - дисциплины, занимающейся изучением имен собственных в художественном тексте.

Литературная ономастика исследует «отражение элементов реальной и вымышленной ономастики на основе их индивидуального преломления и применения в творчестве каждого писателя и отдельного текста».

Литературная антропонимика , в свою очередь, не является зеркальным отражением имен, употребляющихся в жизни, но их проекцией, прошедшей сквозь призму авторского творчества.

Литературный (поэтический) антропоним -- антропоним художественного произведения, который обычно дает представление о поле, возрасте, национальности, социальном статусе, морально-этических качествах персонажа произведения.

Совокупность антропонимов, извлеченных из текста художественного произведения, называется литературной, или поэтической антропонимией .

от греческого antropos - человек и onyma - имя), раздел ономастики, изучающий происхождение, изменение, географическое распространение, социальное функционирование и т. п. собственных имен людей. Данные А. используются в языкознании, истории народов, социологии и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АНТРОПОНИМИКА

наука об именах людей, так же как и топонимика, является частью ономастики. Другие разделы ономастики - этнонимия (названия племен и народов), космонимия (названия космических объектов), зоонимия (названия животных) и т.п. "Между живущих людей не бывает никто безымянным", - устами одного из своих героев - Алкиноя сказал др.-греч. поэт Гомер.

Назвать имя - значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Имя настолько сливается с самим человеком, что на ранних ступенях развития общества имя и его носитель даже отождествлялись. У некоторых народностей С.

Сибири сохранилась вера в то, что имя и душа едины, поэтому родившимся дают имена только умерших родственников. Люди видели необходимость имени, но не понимали, что его власть создана ими самими, и поэтому приписывали ему сверхъестественную силу. Отсюда и некоторые табу (запрет произносить имя могущественного существа), отсюда и суеверные замены своего имени, чтобы враги, узнав настоящее, не повредили ему. А. может служить историческим источникам, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения, датировать и локализовать письменные памятники и т.д. От античной эпохи дошли до нас имена жителей городов С. Причерноморья, по ним чешский ученый Л. Згуста установил, какие народы населяли тогда территорию Ю. Украины. По личным именам он воссоздал древнюю этническую карту Малой Азии. География рус. фамилий позволяет проследить исторические передвижения населения, очаги расселения и его пути. Самоочевидно происхождение таких фамилий, как Тамбовцев, Сибиряков, Костромитин; фамилии с окончаниями на -их, -ых (Косых, Босых, Рыжих, Разумовских и т.п.), как правило, отсутствуют на ближайших к Москве территориях и распространены между Воронежем и Курском, в Северодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале и Алтае, в Сибири и Забайкалье. Противоположен ареал фамилий с окончанием на -итин: они образованы из названий только близких к Москве городов, входивших в московские владения не позже XV-XVI вв. (Веневитинов, Боровитинов, Вязьмитинов, Болховитинов, Костромитинов, Тверитинов и др.), а также некоторых северных (Лалетин - из Лальска) городов. Другие фамилии доносят до нас забытые значения многих слов, означающих теперь совсем иное, чем прежде, когда они стали основами фамилий: Дворников - от слова "дворник", но не в современном смысле - рабочий по двору, а в значении арендатор.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Антропонимика

Антропонимика – наука об именах людей, так же как и топонимика, является частью ономастики. Другие разделы ономастики – этнонимия (название племен и народов). космонимия (название космических объектов), зоонимия (названия животных) и т.д.

«Между живущих людей не бывает никто безымянным», - сказал устами своего героя Алкиноя древний поэт Гомер. Назвать имя – значит тотчас вызвать в сознании мысль о том, кто назван. Имя настолько сливается с самим человеком, что на ранних ступенях развития общества имя и его носитель даже отождествлялись. У некоторых народностей Сибири сохранились верования в то, что имя и душа едины, поэтому родившимся дают только имена умерших родственников. Люди видели необходимость имени, но не понимали, что его власть создана ими самими, и поэтому приписывали ему сверхъестественную силу. Отсюда и некоторые табу (запрет произносить имя могущественного существа), отсюда и суеверные замены своего имени, чтобы враги не могли навредить ему, узнав настоящее имя.

Антропонимика может служить историческим источником, помогая выяснить былой этнический состав и миграции населения, датировать и локализовать письменные памятники истории. От античных времен дошли до нас имена городов Северного Причерноморья, по ним чешский ученый Л.Сгуста установил, какие народы населяли тогда территорию Южной Украины. По личным именам он воссоздал этническую карту Малой Азии.

Некоторые фамилии напрямую указывают на место рождения обладателя фамилии или место, откуда он прибыл. География русских фамилий позволят проследить исторические передвижения населения, очаги расселения и его пути. Самоочевидно происхождение таких фамилий, как Тамбовцев, Сибиряков, Костромитин. Фамилии с окончанием на –их. –ых (Косых, Босых, Рыжих, Разумовских и т.п.), как правило отсутствуют на ближайших к Москве территориях и распространены между Воронежем и Курском, в Северодвинском районе, встречаются в Вятке и Перми, на Урале и Алтае, в Сибири и Забайкалье.

Противоположен ареал фамилий на –итин : они образованы из названий только близких к Москве городов, входивших в московские владения не позже 15-16 вв. (Веневитинов, Боровитинов, Вязьмитинов, Болховитинов, Костромитинов, Тверитинов и др.), а также некоторых северных (Лалетин – из Лальска) городов.

Ни для кого не секрет, что многие имена дошли до нас, благодаря прозвищам (фамилиям). Таковы имена – Воробей, Баран, Муха и т.д. Это обстоятельство позволило «восстановить» многие забытые славянские имена. Привычные «современные» имена Иван, Петр, Сидор, Семен еще несколько столетий были для наших предков столь же диковинны, как и современные имена дальних народов Африки. Благодаря святочному распределению имен при рождении наши предки получили эти имена и фамилии, но только сейчас многие стали задумываться, что означает то или иное имя, а когда узнали, то ахнули. Самое «знаменитое» имя Иван, ставшее нарицательным русскому человеку, иногда сопровождают словами «непомнящий родства». Кто и когда мог предположить, что человек, забывший родство и породнившийся с миром Нави, стал Иван (зеркальное отображение). Кстати, идеологи-иудологи иногда выдают желаемое за действительное. Многим из вас известно выражение «на Ивановых вся Россия держится», оттого и зовут всех «русскими Иванами». Хочу внести поправку, что фамилия Иванов в России на шестом месте и никакие чудеса не помогут по количеству перегнать фамилию, например, Кузнецовых.

Другие фамилии доносят до нас забытые значения многих слов, означающих теперь совсем иное, чем прежде, когда они стали основами фамилий: Дворников – от слова «дворник», но не в современном смысле – рабочий по двору, а в значении арендатор.

Вся история имен социальна. В Древней Руси обособились составные имена – княжеские. Известна борьба за право именоваться с окончанием –вичем , то есть по отчеству. Сословная иерархия диктовала и уничижительный суффикс –ка , и резкие различия во времени формирования фамилий у разных социальных слоев. Сам состав личных имен, имеющихся в святцах, социально поляризовался – на рубеже 19-20 столетий дворянка Фекла была так же немыслима, как крестьянка Тамара.

Некоторые исследователи обращают внимание, что первые княжеские имена указывают на принятие христианства от католиков, от них же пришло само понятие титула «князь». В 9-10 вв. при приеме христианства хорватский вождь Влад стал князем Владиславом; чешский вождь Вячко стал Вячеславом; польский Мешко – Мечиславом; киевский Вятко или Святко – знаменитым князем Святославом; хорватский вождь (князь) стал королем и получил имя Домислав (славный домом).

Немаловажен географический аспект изучения антропонимов, особенно если речь идет о прошлом: разобщенность многочисленных этнографических групп русского населения создавала географические различия в антропонимике. Общеизвестны такие региональные антропонимические явления, как местные максимумы имен (Иннокентий – в Сибири, Митрофан – в Воронежской области).

Преданья старины глубокой донесли до нас сведения, что от рождения человек получал домашнее прозвище. Настоящее имя давалось человеку волхвом при достижении совершеннолетия и отражало такое имя уже заслуги этого человека перед родом. Не случайно само понятие слова «имя» означает «им Я», то есть, что человек смог дать роду и чем прославиться. «Понеже мнози от человек приходящи к волхвам и чародеем... Понеже чародеи и волхвы, написующи бесовския (так с христианской злобой назывались русские имена) имена, дают их простым людям, повелевающе им тая имена носити...» (А.А.Афанасьев. Поэтические воззрения славян. Т. 3. стр. 431). Как видно из приведенного примера, заслужившие честь удостоиться именами, могли получить следующие: Огневед, Ратибор, Треборад, Гостомысл и т.д. Кто не сумел себя проявить никоим образом продолжали носить прежние имена: Улыба, Неждан, Будилко, Богдан, Первой, Второй, Любим, Добр и т.д.

Нареченные имена хранили в тайне, чтобы недобрые люди не могли навести порчу. Эти имена знали только волхвы и сам нареченный. В быту же человека сопровождало общинное имя или прозвище.

В настоящее время многие люди стали внимательно смотреть значение имен. Многие пришли в уныние, узнав истинное значение своего имени. О том, насколько нелепо выбирать имя на слух, показывает сценка из знаменитого романа М.А. Шолохова «Поднятая целина», в которой местный чудак Щукарь, читая словарь, пытается придать иностранным словам русский смысл: «акварель» – красавица, а вот «бордюр» - гулящая баба. Популярный в последние годы писатель В.Мегре вознес на невиданную высоту имя Анастасия, что привело к повальному присвоению этого имени рождающимся дочерям. Магия популярности имени привела к печальному результату: Анастасия в переводе с греческого означает «оживший мертвец». Конечно, можно и при плохой игре делать счастливую мину, и пытаться поставить знак равенства между основным значением этого имени и синонимом в форме «дважды рожденная», но общей картины это не изменит. Только добавятся вопросы: от кого рождена, кто вторые родители? Чтобы не попадать в нелепые ситуации, необходимо знать и понимать, о чем говоришь. Серия книг «Возрожденная Русь» замыслена стать «домашним ликбезом» и оказать помощь соотечественникам в освоении некоторой части утерянных Знаний.

Афанасьева Анастасия Сергеевна

Руководитель проекта:

Бессонова Мария Сергеевна

Учреждение:

МАОУ «Гимназия № 25» г. Благовещенска

В процессе работы над исследовательским проектом по русскому языку на тему "Антропонимика в современном мире" автором была поставлена цель разобраться в происхождении имен. В работе представлен анализ популярности имен в 2012 и 2017 гг.

В основе работы лежит анализ теоретических сведений об ономастике, антропонимики, а также рассматриваются этапы возникновения личных имен и анализ имен собственных индоевропейской и афрозийской семьи языков.


В предложенном проекте по русскому языку "Антропонимика в современном мире" автором был проведен сравнительный анализ самых популярных имен г. Благовещенска в 2012 и 2017 гг. по данным интернет-ресурсов и ЗАГСа г. Благовещенска.

Введение
1. Ономастика и Антропонимика.
2. Что такое имя человека?
3. История возникновения имен на Руси.
4. Индоевропейская и Афрозийская семья языков.
5. Сравнительная характеристика.
Заключение
Вывод
Использованная литература

Введение

Актуальность : человека и изучение истории возникновения имен будет и останется актуальной темой для каждого человека. Имя человека... Как оно много значит. С древнейших времен давали своим детям имена, желая отразить в нем свою заветную мечту. В имени ребенка хотели видеть какое-то прекрасное начало. Все народы мира в своем имени отражают все самое лучшее, что видели в жизни. Имена разных людей отражают культуру и историю развития народа с древнейших пор до сегодняшних дней


Цель : Разобраться с происхождением имен.

Задачи:

  1. Изучить разделы, науки, занимающиеся именами (углубиться в антропонимику)
  2. Узнать историческое возникновение собственных имен
  3. Сделать сравнительный анализ имен (2012 -2017)
  4. Сопоставить полученные данные
  5. Представить интернет-статью в качестве продукта.

Тип проекта : Информационный

Объект исследования : антропонимы в русском языке.

Предмет исследования : собственные имена людей.

Проектный продукт : интернет- статья «Значение Антропонимики в современном мире »

Предмет исследования: статьи, статистические данные.

Методы исследования : сбор информации, сравнительный анализ.

Источники информации: литература, словари, учебники, ресурсы Интернета.

Этапы подготовки и реализации работы: поиск необходимой информации, обработка и мониторинг полученных данных.

Ономастика и антропонимика

Ономастика - наука, изучающая собственные имена, историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков.

  • Антропонимика (личные имена людей)
  • Зоонимика (кличка животных)
  • Теонимика (имена божеств)
  • Топонимика (географические названия)
  • Энтопонимика (названия народов)
  • Космонимика(названия небесных тел)

Антропонимика (греч. - человек и - имя) - раздел ономастики, изучающий антропонимы - имена людей и их отдельные составляющие (личные имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы и т.п.); их происхождение, эволюцию, закономерности их функционирования, географию.

АНТРОПОНИМИКА - раздел ономастики, изучающей антропонимы (от греч.аnthrоpos – человек и onoma – имя) – имена людей: личные имена, отчества, фамилии,прозвища, псевдонимы, зашифрованные имена и т. д. (Литература и язык / Под ред. П.А.Николаева. - Современная иллюстрированная энциклопедия).

АНТРОПОНИМИКА - наука об именах людей, так же как и топонимика, являетсячастью ономастики. Другие разделы ономастики - этнонимия (названия племен и народов)

АНТРОПОНИМИКА (от антропо… и греч. ónyma - имя) - раздел ономастики,изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён, географическое распространение и социальное функционирование, структуру и развитие антропонимических систем. (БСЭ. - 1969-1978).


Антропонимика вычленилась из ономастики в 60-70-е годы XX века.

До 60-х годов XX века вместо термина «» использовался термин «ономастика ». Эта наука изучает информацию, которую может нести имя: характеристику человеческих качеств, связь лица с отцом, родом, семьей, информацию о национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности, сословия, касты. Ономастика, в переводе с греческого, означает "искусство давать имена"

Антропонимика изучает функции антропонима в речи - номинацию, идентификацию,дифференциацию, смену имен, которая связана с возрастом, изменением общественного или семейного положения, жизнью среди людей другой национальности, вступлением в тайные общества, переходом в другую веру и др. Не так давно антропонимика получила еще одно название - именология. Термин этот, как предполагают, предложил впервые португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году.

Антропонимика в какой-то степени напоминает археологию: по раскрытому имени,так же как по найденному в земле предмету, можно узнать о людях, некогда населявших этикрая, об их происхождении, занятиях, верованиях, культуре, быте, вкусах.В отличие от археологии, занятия антропонимикой не требуют дальних экспедиций испециальных инструментов для раскопок. Ни один археолог не удовлетворится простонаходкой–она требует расчистки,возможного восстановления, а затем уже тщательного изучения. Так и антропонимист: чтобы определить происхождениеимен, он нередко должен очистить свой объект от позднейших искажений, восстановить его

Первоначальное обличье, а затем уже доискиваться смысла и истории образования. Но копаться в земле антропонимисту не приходится, больше требуется «копания » в библиотеках и архивах. Труд весьма сложный, а во многих случаях и вовсе безрезультатный.

Каждое Имя имеет свою индивидуальную историю, обычно уходящую в далекое прошлое.

Разработкой основных вопросов антропонимики занимались В. Д. Бондалетов, Н. А. Баскаков, С. И. Зинин, Ю. А. Карпенко, В. Н. Михайлов, А. А. Реформатский, В. П. Морошкин, Н. А. Петровский, А. М. Селищев, А. В. Суперанская, О. Н. Трубачёв, Н. М. Тупиков, В. К. Чичагов., Л. В. Успенский. Отечественная антропонимика в 1980-90-е годы XX столетия пополнилась работами И. М. Ганжиной, М. В. Горбаневского, Ю. А. Карпенко, И. А. Королёва, Т. Н. Кондратьевой, В. А. Никонова, Н. Н. Парфёновой, Н. В. Подольской, Б. О. Унбегауна, Н. К. Фролова. В последние десятилетия отечественных учёных интересуют вопросы становления региональной антропонимики. Только введение в научный оборот множества текстов различных территорий нашей страны, включающих значительное количество личных имён и фамилий, поможет представить реальную картину формирования антропонимической системы в целом.

Происхождение человеческих имен изучает антропонимика — один из разделов науки ономастики.

У каждого народа имеется свой особый «набор» имен. Но и внутри этого «набора» имеются свои «малые наборы» имен - в зависимости от района, социального происхождения, образования, наконец, даже года рождения.

Так, Иннокентий — это типично «сибирское» имя, так же, как и фамилии от «их» (Долгих, Сухих). До XX пока «простонародные» женские имена в России были Агафья, Фекла, Матрена, в то время как Тамара или Елена были именами «благородными», а имя Валентина считалось привилегией монахинь и в миру почти не употреблялось. После Октябрьской революции появились имена Аэлита, Октябрина, Вилена, Нинель, Азурита и даже Идея, Руина, Энергия.

Антропонимика как наука об именах людей

Русские имена являются бесценным источником и для историков, и для социологов, и для лингвистов. Поэтому антропонимика как наука, изучающая имена людей — объект пристального внимания многих ученых.

Русь приняла христианство около тысячи лет назад. Но неканонические имена оставались у русских на протяжении многих веков вплоть до конца 17 века - только к этому времени языческие имена были полностью запрещены. Однако и в самом официальном списке христианских имен то и дело попадаются имена славян, скандинавов, скифов.

Приведем несколько ярких примеров, звучащих порой курьезно. Православная церковь канонизировала трех скифов, погибших за веру, по имени Инна, Пинна и Римма. Окончание на гласную «а», как правило, характерно для женских имен. И священники стали давать имена мужчин-скифов… женщинам, крестя их как «рабу божию Римма» и «рабу божию Инна». С тех пор и поныне эти имена остались женскими.

В святцах есть имя Зотик, от греческого «Зотикос». Но суффикс -ик в русском языке имеет уменьшительно-ласкательное значение. Вот почему в живом языке и в документах стало употребляться имя Зот. Подобная же история произошла со словом зонтик, превратившемся в зонт, хотя источник его - голландское «зондек», то есть «покрышка от солнца».

В святцах числится Тамарь Великая. На Руси имя Тамарь не употреблялось - око превратилось в Тамару.

Подобный рассказ об удивительных превращениях имен потребовал бы, пожалуй, целой книги. А ведь у каждого народа есть своя система имен, своя «именная» история. Причем принципы наименования в различных языках отличаются от русской именной системы.